Что такое Дизайн-код?
Дизайн-код — это проиллюстрированный набор правил проектирования, требований и рекомендаций по вопросам физического развития местности. Графические и письменные компоненты дизайн-кода подробно и точно строят дизайнерское видение генерального плана при проектировании и разработке объекта (Preparing Design Codes A Practice Manual).
Понятие дизайн-кода появилось в русском языке относительно недавно. В России под дизайн-кодом обычно понимают правила размещения вывесок, хотя дизайн-код может определять и то, как выглядит город в целом: какая в нем наружная реклама, как содержать фасады зданий, как развивать облик улиц и общественных пространств, какую ставить уличную мебель и малые архитектурные формы, как выглядит городская навигация, символика и как их применять.
Но сегодня дизайн-код — это один из основных инструментов формирования комфортной городской среды


История появления дизайн кода в России
Революцию в оформлении городов совершил Петр I, утвердив петербургский классицизм стилем официальной государственной культуры.Первый документ в современной России, который можно назвать дизайн-кодом, создала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы по заказу Москомархитектуры. Этот дизайн-код включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской.


С 2018 года дизайн-коды приняты и действуют в Челябинске, Ижевске, Воронеже, Курске, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Тобольске и других городах России. Технически для применения дизайн-кода по всей России ничего не нужно. Всё зависит от личной готовности муниципалитетов проделать такую работу. Конечно, ничего не мешает активистам сделать документ, а потом прийти в мэрию и договориться о реализации. Но недостаточно просто принять его. Муниципалитет действительно должен быть заинтересован, так как нужно проверять исполнение, осуществлять демонтаж не соответствующих коду вывесок, отслеживать ошибки. Это необходимые условия для того, чтобы дизайн-код начал давать результаты по всей стране.
Maureen Zehring
Подробнее о дизайн-коде
—Статья журнала STRELKA MAG «Словарный запас: дизайн-код»

—Статья Ильи Варламова «Откуда в наших городах появляются уродливые вывески» о том, почему города страдают без дизайн-кода

—Статья Аркадия Гершмана «Зачем убирать вывески с фасадов»

—Арт-директор Студии Артемия Лебедева о разработке московского дизайн-кода